Федеральный аккредитационный центр

Общая информация об аккредитации

Аккредитация специалиста – процедура определения соответствия лица, получившего медицинское, фармацевтическое или иное образование, требованиям к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности либо фармацевтической деятельности.

Аккредитация специалиста проводится аккредитационной комиссией по окончании освоения лицом профессиональных образовательных программ медицинского образования или фармацевтического образования не реже одного раза в пять лет

Аккредитация специалиста проводится в отношении:

  • лиц, завершивших освоение образовательных программ высшего медицинского и фармацевтического образования, среднего медицинского и фармацевтического образования, иного образования, имеющих документы об образовании и (или) о квалификации;
  • лиц, завершивших освоение программ подготовки кадров высшей квалификации и дополнительных профессиональных программ (профессиональная переподготовка), а также лиц, получивших образование на территории иностранного государства;
  • лиц, завершивших освоение профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования, обеспечивающих непрерывное совершенствование профессиональных знаний и навыков в течение всей жизни, а также постоянное повышение профессионального уровня и расширение квалификации;

В субъектах Российской Федерации формируются аккредитационные комиссии для проведения аккредитации специалистов, имеющих:

  • высшее медицинское образование (специалитет, ординатура, бакалавриат, магистратура);
  • высшее фармацевтическое образование (специалитет, ординатура) или среднее фармацевтическое образование;
  • среднее медицинское образование;
  • иное высшее образование.

Основные этапы аккредитации специалистов

Аккредитация специалиста проводится путем последовательного прохождения аккредитуемым ее этапов.

Первичная аккредитация включает следующие этапы:

  • тестирование;
  • оценка практических навыков (умений) в симулированных условиях;
  • решение ситуационных задач.

Первичная специализированная аккредитация лиц, имеющих среднее медицинское или фармацевтическое образование, включает следующие этапы:

  • тестирование;
  • оценка практических навыков (умений) в симулированных условиях;
  • решение ситуационных задач.

Первичная специализированная аккредитация лиц, имеющих высшее медицинское или фармацевтическое образование, включает следующие этапы:

  • тестирование;
  • оценка практических навыков (умений) в симулированных условиях и (или) решение ситуационных задач (далее — практико-ориентированный этап).

Тестирование проводится с использованием тестовых заданий, комплектуемых для каждого аккредитуемого автоматически с использованием информационных систем путем случайной выборки 60 тестовых заданий из Единой базы оценочных средств, формируемой Методическим центром аккредитации специалистов (далее — Единая база оценочных средств).

На решение аккредитуемым тестовых заданий отводится 60 минут (для лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению — 120 минут).

Результат тестирования формируется с использованием информационных систем автоматически с указанием процента правильных ответов от общего количества тестовых заданий. На основании результата тестирования аккредитационная подкомиссия оценивает результат прохождения аккредитуемым данного этапа аккредитации как:

«сдано» при результате 70% или более правильных ответов от общего числа тестовых заданий;

«не сдано» при результате 69% или менее правильных ответов от общего числа тестовых заданий.

Оценка практических навыков (умений) в симулированных условиях, в том числе с использованием симуляционного оборудования (тренажеров и (или) манекенов) и привлечением стандартизированных пациентов, проводится путем оценивания правильности и последовательности выполнения аккредитуемым, имеющим высшее медицинское или фармацевтическое образование, не менее 5 практических заданий, аккредитуемым, имеющим среднее медицинское или фармацевтическое образование – 1го практического задания.

Комплектование набора практических заданий для каждого аккредитуемого, осуществляется с использованием информационных систем автоматически из Единой базы оценочных средств.

На выполнение одного практического задания одному аккредитуемому, имеющему высшее образование, отводится 10 минут, аккредитуемому, имеющему среднее образование — 30 минут.

Оценка правильности и последовательности выполнения практических заданий осуществляется членами аккредитационной подкомиссии (в составе не менее 3 человек одновременно для аккредитуемых со средним медицинским или средним фармацевтическим образованием) путем заполнения оценочных листов. Результат выполнения практических заданий формируется с использованием информационных систем автоматически, с указанием процента правильно выполненных практических действий от общего количества практических действий.

На основании результата выполнения практических действий аккредитационная подкомиссия оценивает результат прохождения аккредитуемым данного этапа аккредитации как:

«сдано» при результате 70% или более правильно выполненных практических действий от общего количества практических действий;

«не сдано» при результате 69% или менее правильно выполненных практических действий от общего количества практических действий.

Решение ситуационных задач проводится путем ответа аккредитуемого на 12 вопросов, содержащихся в каждой из 2 ситуационных задач. Комплектование набора ситуационных задач для каждого аккредитуемого осуществляется с использованием информационных систем автоматически путем их случайной выборки из Единой базы оценочных средств.

На решение аккредитуемым ситуационных задач отводится 60 минут. Результат решения ситуационных задач формируется с использованием информационных систем автоматически на основании процента правильных ответов на вопросы, содержащиеся в ситуационных задачах.

На основании результата решения ситуационных задач аккредитационная подкомиссия оценивает результат прохождения аккредитуемым данного этапа аккредитации как:

«сдано» при результате 70% или более правильных ответов;

«не сдано» при результате 69% или менее правильных ответов.

Комплектование набора практических заданий осуществляется с автоматически из Единой базы оценочных средств.

Число практических заданий и ситуационных задач в рамках проведения практико-ориентированного этапа устанавливается отдельно для каждой медицинской или фармацевтической специальности Координационным советом Министерства здравоохранения Российской Федерации по кадровой политике по предложению Методического центра аккредитации специалистов. При этом суммарное число практических заданий и ситуационных задач для каждой медицинской или фармацевтической специальности должно быть не менее 5.

На выполнение одного практического задания одному аккредитуемому отводится 10 минут. На решение одной ситуационной задачи, содержащей 12 вопросов, одному аккредитуемому отводится 30 минут.

На основании результата выполнения практико-ориентированного этапа аккредитационная подкомиссия оценивает результат прохождения аккредитуемым данного этапа аккредитации как:

«сдано» при результате 70% или более правильно выполненных практических действий от общего количества практических действий и правильных ответов при решении ситуационных задач (при условии их включения в практико-ориентированный этап);

«не сдано» при результате 69% или менее правильно выполненных практических действий от общего количества практических действий и правильных ответов при решении ситуационных задач (при условии их включения в практико-ориентированный этап).

Комиссии для проведения аккредитации специалистов формируются по следующим специальностям:

  1. Первичная аккредитация ВО
    • Фармация
    • Стоматология
    • Педиатрия
    • Лечебное дело
    • Медико-профилактическое дело
    • Медицинская биофизика
    • Медицинская биохимия
    • Медицинская кибернетика
    • Сестринское дело
    • Управление сестринской деятельностью
    • Общественное здравоохранение
  2. Первичная специализированная аккредитация ВО
    • Авиационная и космическая медицина
    • Акушерство и гинекология
    • Аллергология и иммунология
    • Анестезиология-реаниматология
    • Бактериология
    • Вирусология
    • Водолазная медицина
    • Гастроэнтерология
    • Гематология
    • Генетика
    • Гериатрия
    • Гигиена детей и подростков
    • Гигиена питания
    • Гигиена труда
    • Гигиеническое воспитание
    • Дезинфектология
    • Дерматовенерология
    • Детская кардиология
    • Детская онкология
    • Детская урология-андрология
    • Детская хирургия
    • Детская эндокринология
    • Диетология
    • Инфекционные болезни
    • Кардиология
    • Клиническая лабораторная диагностика
    • Клиническая фармакология
    • Колопроктология
    • Коммунальная гигиена
    • Косметология
    • Лабораторная генетика
    • Лечебная физкультура и спортивная медицина
    • Мануальная терапия
    • Медико-социальная экспертиза
    • Неврология
    • Нейрохирургия
    • Неонатология
    • Нефрология
    • Общая врачебная практика (семейная медицина)
    • Общая гигиена
    • Онкология
    • Организация здравоохранения и общественное здоровье
    • Ортодонтия
    • Остеопатия
    • Оториноларингология
    • Офтальмология
    • Паразитология
    • Патологическая анатомия
    • Педиатрия
    • Пластическая хирургия
    • Профпатология
    • Психиатрия
    • Психиатрия-наркология
    • Психотерапия
    • Пульмонология
    • Радиационная гигиена
    • Радиология
    • Радиотерапия
    • Ревматология
    • Рентгенология
    • Рентгенэндоваскулярные диагностика и лечение
    • Рефлексотерапия
    • Санитарно-гигиенические лабораторные исследования
    • Сексология
    • Сердечно-сосудистая хирургия
    • Скорая медицинская помощь
    • Социальная гигиена и организация госсанэпидслужбы
    • Стоматология детская
    • Стоматология общей практики
    • Стоматология ортопедическая
    • Стоматология терапевтическая
    • Стоматология хирургическая
    • Судебно-медицинская экспертиза
    • Судебно-психиатрическая экспертиза
    • Сурдология-оториноларингология
    • Терапия
    • Токсикология
    • Торакальная хирургия
    • Травматология и ортопедия
    • Трансфузиология
    • Ультразвуковая диагностика
    • Управление и экономика фармации
    • Управление сестринской деятельностью
    • Урология
    • Фармацевтическая технология
    • Фармацевтическая химия и фармакогнозия
    • Физиотерапия
    • Физическая и реабилитационная медицина
    • Фтизиатрия
    • Функциональная диагностика
    • Хирургия
    • Челюстно-лицевая хирургия
    • Эндокринология
    • Эндоскопия
    • Эпидемиология
  3. Первичная аккредитация (СПО)
    • Акушерское дело
    • Лечебное дело
    • Сестринское дело
    • Медицинская оптика
    • Стоматология ортопедическая
    • Стоматология профилактическая
    • Фармация
    • Медико-профилактическое дело
    • Медицинский массаж
    • Лабораторная диагностика
  4. Первичная специализированная аккредитация (СПО)
    • Акушерское дело
    • Анестезиология и реаниматология
    • Бактериология
    • Гигиена и санитария
    • Гигиеническое воспитание
    • Гистология
    • Дезинфекционное дело
    • Диетология
    • Лабораторная диагностика
    • Лабораторное дело
    • Лечебная физкультура
    • Лечебное дело
    • Медико-социальная помощь
    • Медицинская оптика
    • Медицинская статистика
    • Медицинский массаж
    • Наркология
    • Общая практика
    • Операционное дело
    • Организация сестринского дела
    • Реабилитационное сестринское дело
    • Рентгенология
    • Сестринское дело
    • Сестринское дело в косметологии
    • Сестринское дело в педиатрии
    • Скорая и неотложная помощь
    • Стоматология
    • Стоматология ортопедическая
    • Стоматология профилактическая
    • Судебно-медицинская экспертиза
    • Фармация
    • Физиотерапия
    • Функциональная диагностика
    • Энтомология
    • Эпидемиология (паразитология)